Конференция

"Развитие нефтегазового комплекса Сахалина: инвестиции, экология, люди"

Доклад:

"Возможности судебной защиты экологических прав граждан при нефте-газодобычи в Охотском море"



Председатель правленияРегиональной общественной организацииПравовой центр "Родник"Якель Юлия Яковлевна

Российская Федерация, является одной из немногих стран, где право граждан на благоприятную окружающую среду, закреплено в качестве конституционного права.Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Это право гарантирует гражданам проживание в здоровой окружающей природной среде, участие в подготовке, обсуждении и принятии экологических решений, осуществление контроля за исполнением таких решений, получение полной, своевременной и достоверной экологической информации.Кроме того, имеется достаточно большой массив законодательства, которое так же гарантирует гражданам право на благоприятную окружающую среду и оговаривает полномочия граждан в этой сфере. Это федеральные законы РФ "Об охране окружающей среды", "Об экологической экспертизе", "О животном мире", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", "О радиационной безопасности населения", Земельный, Водный, Лесной, Воздушный кодексы РФ.

Таким образом, действующим Российским законодательством предусмотрены большие возможности для граждан и общественных организаций по защите экологических прав. Законодательство гарантирует гражданам следующие права: создавать общественные объедения по охране окружающей среды; обращаться в органы государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ, органы местного самоуправления и другие организации за получением информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране; выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы; обращаться в органы государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы.

Общественные и иные некоммерческие объединения, осуществляющие деятельность в области охраны окру жающей среды, имеет более широкие возможности, они могут: разрабатывать, пропагандировать и реализовывать программы в области охраны окружающей среды, защищать экологические права граждан; развивать экологическую культуру; оказывать содействие органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды; организовывать собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование; вносить предложения о проведении референдумов по вопросам охраны окружающей среды и об обсуждении проектов, касающихся охраны окружающей среды; обращаться в органы власти и организации за получением информации о состоянии окружающей среды, о мерах по ее охране, об обстоятельствах и о фактах хозяйственной и иной деятельности, создающих угрозу окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан; участвовать в принятии хозяйственных и иных решений, которые могут повлиять на состояние окружающей среды; обращаться в органы государственной власти вех уровней, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями, исками и предложениями по вопросам, охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду; организовывать и проводить слушания по вопросам проектирования, размещения объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может нанести вред окружающей среде; организовывать и проводить общественную экологическую экспертизу; рекомендовать своих представителей для участия в проведении государственной экологической экспертизы.

Законодательством предусмотрены не только права граждан на благоприятную окружающую среду, но и система государственных мер по обеспечению этих прав. Так, например, статьей 13 федерального закона "Об охране окружающей среды" на органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и должностных лиц возложена обязанность, оказывать содействие гражданам и общественным объединениям в реализации прав в области охраны окружающей среды. Этой же статьей предусмотрена ответственность должностных лиц, препятствующих гражданам и общественным объединениям в реализации прав и осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды.

В случаях нарушения природоохранного законодательства граждане и общественные организации имеют право на обращение в суд. Это право гарантированно статьей 46 Конституции, ст. 11 Гражданского кодекса РФ, ст. 3 Гражданско-процессуального кодекса РФ, ст. 1 федерального закона "Об обжаловании действий и решений нарушающих права и свободы граждан", ст. ст. 11, 12, закона "Об охране окружающей среды".В суд можно обратится с исками о возмещении вреда окружающей среде, о возмещении вреда причиненного здоровью и имуществу граждан, об ограничении, приостановлении и прекращении хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду. Так же можно обратиться в суд с заявлением об отмене решений о проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов, деятельность которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду.Опасность причинения вреда окружающей среде в будущем так же может являться основанием к иску о запрещении деятельности создающей такую опасность, это предусмотрено статьей 1065 Гражданского кодекса РФ. Это очень важное положение гражданского кодекса РФ, так как имеется реальная возможность прекращения экологически вредной деятельности еще до начала ее реализации.


В настоящее время в Охотском море ведется активная разработка и реализация проектов добычи нефти и газа, которые непосредственно затрагивают право граждан на благоприятную окружающую среду. Граждане и НПО обеспокоенные судьбой Охотского моря уже неоднократно обращались в суд за защитой своих нарушенных прав.Несколько примеров судебных дел, которые ведутся юристами "Правового центра "Родник" в защиту нарушенного права жителей Сахалина на благоприятную окружающую среду.


1. Первым поводом для обращения в суд послужили следующие обстоятельства.В 2002 году жители и общественные объединения Сахалина и других регионов РФ обратились в Правительство РФ, Министерство Природных ресурсов и компанию "СахалинЭнерджи Инвестмент Компани, ЛТД" с просьбой предоставить экологическую информацию о проекте "Сахалин-2". Государственные органы направили в адрес обратившихся граждан и общественных организаций формальные ответы, в которых не содержалось полноценной информации по существу заданных вопросов. Компания "СахалинЭнерджи Инвестмент Компани, ЛТД" вообще не ответила на запросы.

Эти действия органов государственной власти и компании грубо нарушили право граждан и общественных организаций, на получение полной, своевременной и достоверной информации, гарантированное ст. ст. 24, 42 Конституции РФ, ст. ст. 12, 13 Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации", ст. ст. 3, 5, 11, 12 Федерального закона "Об охране окружающей среды", ст. 19 федерального закона "Об экологической экспертизе".В такой ситуации граждане и общественные организации обратились в суд с жалобой на незаконное бездействие органов власти и добывающей компании выразившееся в отказе предоставить полную официальную информацию.

Жалоба была подана в Пресненский суд г. Москвы. Ответчиками по делу были привлечены Правительство РФ, Министерство природных ресурсов РФ, Министерство энергетики РФ и Компания "СахалинЭнерджи Инвестмент Компани, ЛТД".Суд, не желая рассматривать дело, где ответчиками являются высшие органы государственной власти и нефтяная компания дважды отказывал в приеме жалобы к рассмотрению. Мы обжаловали эти незаконные действия Пресненского суда в Судебную коллегию по гражданским делам Московского городского суда.Последнее судебное разбирательство состоялось 2 марта 2004 года. Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда, в очередной раз, отменила незаконное определение Пресненского суда г. Москвы и определила принять дело к производству со стадии рассмотрения.Дата рассмотрения дела по существу Пресненским районным судом г. Москвы пока не назначена.


2. Второй раз граждане и общественные организации обратились в суд с иском о запрещении деятельности, создающей опасность причинения вреда окружающей среде в будущем (этот вред заключался в опасности исчезновения редкого вида животных - охотско-корейской популяции серого кита). Поводом для обращения в суд явилось нарушение государственными органами исполнительной власти ст. 42 Конституции РФ, ст. 22, 24 Федерального закона "О животном мире"; ст. 3, 5, 34, 35, 60 Федерального закона "Об охране окружающей среды".Иск был подан на основании ст. 1065 Гражданского кодекса РФ (опасность причинения вреда в будущем) от имени 14 общественных организаций и 72 граждан. Ответчиками по делу были привлечены Правительство РФ и Министерство природных ресурсов РФ, в качестве третьего лица была привлечена компания "СахалинЭнерджи Инвестмент Компани, ЛТД". Требованиями по иску было запрещение деятельности в акватории Охотского моря в районе залива Пильтун, Пильтунской косы в период нагула и миграции серых китов. В поддержку данного иска было собрано и представлено в суд более 1600 подписей от граждан России.

16 мая 2002 года Пресненский суд г. Москвы отказал в удовлетворении иска.В 2003 году адвокатами "Родника" была подготовлена и направлена жалоба в Европейский суд по правам человека. Основания подачи жалобы - нарушение незаконными действиями представителя судебной власти России права на справедливое судебное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, и права на эффективное средство правовой защиты, гарантированных статьями 6 и 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.В настоящее время жалоба принята Европейским судом к рассмотрению.3. В 2003 году, по просьбе граждан и общественных организаций, обеспокоенных экологически неблагоприятной ситуацией складывающейся в процессе реализации 2 этапа проекта "Сахалин-2" юристами "Родника" были изучены материалы ОВОС, заключение государственной экологической экспертизы и другая документация. По результатам изучения этих документом, мы пришли к выводу о том, что реализация этого проекта в запланированном виде будет осуществляться с нарушением норм природоохранного законодательства РФ, общепризнанных международных норм и стандартов, установленных для осуществления такой деятельности и может нанести непоправимый вред красно книжным видам животных, птиц и рыб и природе Сахалина.

Общественность неоднократно обращалась в органы государственной власти РФ и компанию "Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд" с требованием не осуществлять деятельность по нефте- и -газодобыче в Охотском море и на острове Сахалин с нарушениями природоохранного законодательства. Однако, обращения общественности остались без должного внимания и ни одно из предложений общественности по изменению параметров проекта и соблюдению требований закона удовлетворено не было.В феврале этого года в Пресненский суд г. Москвы от имени 42 граждан и 8 общественных организаций был подан иск о прекращении деятельности по комплексной разработке нефтяных месторождений в Охотском море, создающей угрозу исчезновения, сокращения численности и нарушения среды обитания объектов животного мира, занесенных в Красную книгу РФ.

Ответчиками по данному делу являются Правительство РФ и Министерство природных ресурсов РФ, в исключительной компетенции которых находится обеспечение мер экологической безопасности нефтедобывающих проектов на континентальном шельфе РФ. Компания "Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд." - оператор проекта "Сахалин-2" привлечена в качестве третьего лица.Основанием подачи иска стало нарушение ст. 42 Конституции РФ, ст. ст. 22, 24 Федерального закона "О животном мире"; ст. ст. 3, 5, 35, 60 Федерального закона "Об охране окружающей среды", ст. 37 Федерального закона "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации", ст. ст. 92, 94, 96, 101, 144 Водного кодекса РФ, а так же неисполнение Правительством РФ и Министерством природных ресурсов РФ своих функций, в соответствии со статьей 114 Конституции РФ, ст. ст. 12, 18 Федерального Конституционного закона "О Правительстве РФ", п. п. 6, 7 Положения о Министерстве природных ресурсов РФ.Требованиями по иску является прекращение и запрещение деятельности, которая осуществляется с нарушениями природоохранного законодательства РФ и создает опасность причинения вреда в будущем, а именно запрещения:1) строительства платформы ПА-Б в пределах 12 морских миль от берега, в зоне основного пастбища охотско-корейской популяции серого кита залива Пильтун, Пильтунской косы;2) проведения дноуглубительных работ в период миграции и нагула серых китов;3) сброса производственных и бытовых отходов в воды Охотского моря;4) строительства наземного трубопровода траншейным способом под водными объектами на всей территории острова Сахалин.В марте состоялось предварительное заседание, представители государственных органов и компании "Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд." в суд не явились, но несмотря на это обстоятельство, разбирательство дела по существу назначено на 24 мая 2004 года.


Это далеко не весь перечень судебных дел, ведущихся в защиту нарушенного права граждан на благоприятную окружающую среду, деятельностью по реализации проектов нефте и газодобычы на Сахалине.Трудно назвать еще хоть один такой же регион в России как Сахалин, где в ходе реализации проектов по нефтедобыче, было бы столько обращений в суд за защитой нарушенного права на благоприятную окружающую среду, поскольку суд, все таки является последней инстанцией, в которую обращаются граждане и общественные организации за разрешением споров.

Такое количество судебных дел свидетельствует не только о том, что реализуемые проекты ведутся с нарушениями норм природоохранного законодательства, но и о том, что органы власти и добывающие компании так и не пришли к конструктивному диалогу с общественностью. Многих спорных вопросов можно было бы избежать, если бы мнение общественности при разработке проектов было бы учтено.Мы надеемся, что органы государственной власти в компетенцию, которых входит обеспечение экологической безопасности и добывающие компании, осуществляющие свою деятельность на острове Сахалин, пересмотрят свою позицию и предпримут необходимые меры для того, чтобы деятельность по реализации этих проектов не наносила вреда окружающей среде и не нарушала права граждан.






Практика Правового центра "Родник" по защите общественных интересов

(Статья опубликована в информационном бюллетене Программы содействия адвокатской деятельности ABA CEELI "Диалог".)
При защите общественных интересов в судах очень важно показать, что данное дело имеет большое общественное значение и затрагивает интересы большого числа граждан.
В статье 46 нового ГПК РФ закреплено право организаций и граждан обращаться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в случаях предусмотренных законом.Это новое положение процессуального законодательства, пожалуй, впервые водит такое понятие в возможности защиты общественных интересов. Но его реализация ограничивается незначительным количеством специальных законов, предусматривающих такие права граждан и общественных объединений.
Наша организация является общественным объединением, осуществляющей деятельность в области охраны окружающей среды и защиты экологических прав граждан. Статьей 12 Федерального Закона "Об охране окружающей среды" предусмотрено право общественных и иных некоммерческих объединений, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды:- защищать права и законные интересы граждан в области охраны окружающей среды;- подавать в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, суд обращения об отмене решений о проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, об эксплуатации объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, об ограничении, о приостановлении и прекращении хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду;- предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде.
То есть, в соответствии с данным законом общественные экологические объединения имеют возможность действовать в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц. Но поскольку это не указано в законе прямо, то это зачастую встречает непонимание судей. Судьи не всегда согласны с тем, что право "защищать права и законные интересы граждан в области охраны окружающей среды" включает в себя судебную защиту. Поэтому приходится в каждом случае разъяснять нашу трактовку положений закона.Для граждан право выступать защиту прав неограниченного круга лиц в области охраны окружающей среды в судебном порядке вообще не предусмотрено законом.
В связи с этим наша организация применяет положения статьей 980 и 981 ГК РФ о действиях в чужом интересе без поручения.
Статья 980 ГК РФ содержит условия действия без поручения, в том числе возможность действий в непротивоправных интересов другого лица (действия в чужом интересе). Статья 981 ГК РФ закрепляет обязанность лица, действующего в чужом интересе, уведомить заинтересованное лицо о предпринятых действиях и получить его одобрение или неодобрение таких действий.
Поскольку большинство дел, которые ведут адвокаты и юристы Правового центра "Родник", затрагивают экологические права граждан всей России, то действия по судебной защите их интересов полностью соответствует требованиям статьи 980 ГК РФ. Для того, чтобы выполнить требования статьи 981 ГК РФ, мы распространяем среди общественных организаций, граждан уведомление о предпринятых правовых действиях. К уведомлению прилагается подписной лист, в котором все заинтересованные лица могут выразить свое одобрение предпринятых действий.Указанные положения статей 980 и 981 ГК использовались юристами Правового центра "Родник" в нескольких делах по защите экологических прав граждан. Так, например, исковое заявление в защиту чужого непротивоправного интереса было подано в ходе судебного дела о запрещении деятельности, создающей угрозу причинения вреда в будущем (угрозу исчезновения охотско-корейской популяции серых китов). Несмотря на то, что суд не удовлетворил требования граждан и общественных организаций, в решении суда был отражен тот факт, что требования по иску были поддержаны 1636 гражданами.
Ниже приводятся уведомление о предпринятых действиях, образец подписного листа и решение по этому делу.
Нужно отметить, что это дело было проведено в 2002 году, когда действовал старый ГПК РСФСР, и процессуальный статус граждан, поддержавших предпринятые судебные действия, был не ясен. В настоящее время при подаче дел в защиту чужого непротивоправного интереса, вероятно, можно использовать положения статьи 46 ГПК, где определено, что лица, выступающие в защиту неопределенного круга лиц, пользуются всеми процессуальными правами, предусмотренными настоящим Кодексом. Следовательно, граждане, подписавшиеся в поддержку предпринятых действий, не являются участниками процесса, но в их интересах выступают те, кто предпринял эти действия.
Надеемся, что наш опыт будет полезен многим организациям и гражданам, осуществляющим деятельность по защите общественных интересов.

Екатерина ХмелеваКанд. юр. наукПравовой центр "Родник"






Cеминар в Томске

С 8 по 16 февраля в г. Томске проходил расширенный психолого-правовой семинар-тренинг для представителей коренных малочисленных народов севера (КМНС) и Администрации Томской области, представителей молодежных, экологических и других общественных организаций г. Томска.

Семинар организован московской Региональной Общественной Организацией "Правовой центр "Родник" совместно с Ассоциацией Коренных Малочисленных Народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ (АКМНС и ДВ РФ) и Ассоциацией "Колта куп" коренных малочисленных народов Севера Томской области в рамках проекта: "Закон "О территориях традиционного природопользования (ТТП) коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ", повышение информированности населения и механизмы реализации" при поддержке Программы технического сотрудничества при Посольстве Канады.

Региональная Общественная Организация "Правовой центр "Родник" была образована в 1999 году высокопрофессиональными юристами и психологами, определяющими своей главной целью постановку и решение актуальных проблем развития общества. В том числе приоритетно экологических и правозащитных. "Родник" с самого начала своей деятельности являлся примером активного общественного контролера над деятельностью органов государственной власти, несущих ответственность за принятие важнейших социально значимых решений.

"Правовой центр "Родник" является единственной общественной организацией в России, оказывающей бесплатную юридическую и психологическую помощь коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока в тесном и многолетнем сотрудничестве с АКМНС и ДВ РФ.Адвокаты "Родника" разработали образцы правовых документов для образования общин КМНС и "Обращение в Правительство РФ" для образования ТТП КМНС федерального значения. Провели обучающие правовые семинары для общин и объединений коренных малочисленных народов на Камчатке, Сахалине, в Приморье, Якутии, на Кольском полуострове, на Таймыре, в Ямало-Ненецком округе, в Эвенкии, Магаданской области и в Москве.На семинар в Томск приехали представители малочисленных народов Севера (селькупы, ханты, эвенки) из Колпашевского, Карагасокского, Парабельского, Александровского, Верхнекетского и Тегульдетского районов Томской области.

За время работы семинара были проведены круглые столы с сотрудниками Управления охраны окружающей среды и ОГУ "Облкомприрода", консультации, лекции и практические занятия для лидеров общин Ассоциации "Колта куп", конференция по экологическим проблемам в свете образования особо охраняемых территорий и использования опыта природосообразного хозяйствования коренного населения для жителей г. Томска. Организаторов семинара принял начальник Управления охраны окружающей среды Администрации Томской области А.М. Адам.

На семинаре обсуждалась одна из важнейших проблем коренных малочисленных народов в масштабах страны - образование особо охраняемых территорий традиционного природопользования (ООТТП), необходимых для сохранения и восстановления традиционного образа жизни и защиты исконной среды обитания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, что является их неотъемлемым конституционным правом.В интервью корреспондентам Томского журнала "Территория согласия" руководитель "Родника" адвокат Якель Юлия Яковлевна подчеркнула: "Мы считаем, что Закон "О территориях традиционного природопользования" может и должен применяться, существует много возможностей на федеральном, региональном и местном уровнях для воплощения поставленной в законе главной цели - возрождения малочисленных и вымирающих народов, восстановления и сохранения естественных природосообразных традиций, промыслов, образа жизни, экологически выверенных временем способов хозяйствования".

Участники семинара изучали эту проблему в форме ролевой игры "Судебный процесс". Фабулой игры стала реальная жизненная ситуация, происходящая в одном из районов Томской области. Жители этого района - представители коренного населения научились в реальных обстоятельствах защищать свои права.В результате игры выявилась наиболее острая проблема необходимости восстановления взаимопонимания и сотрудничества между людьми.Решающим фактором для позитивного решения проблем коренного населения является способность к необходимому взаимодействию между членами сообществ малочисленных народов и жителями, не принадлежащими к данной категории.

Необходимо понимать, что данное деление не имеет актуального значения для жизни людей. Издревле жили вместе без всякого разделения представители различных народностей и национальностей. Неприродосообразное разрушение жизненных традиций и устоев коренных малочисленных народов требует теперь их восстановления и защиты. Поэтому законом определяются дополнительные права для данной категории граждан России."Самое главное теперь не начать восстанавливать разрушенное такими же неприродосообразными методами. В решении этого вопроса обществу необходимо опираться на мудрость и опыт предков, естественный Разум Природы, которая никогда не уничтожает самое себя", - выразила позицию "Родника" психолог организации Савельева Ирина Владимировна, которая впервые приняла участие в программе семинара с лекциями на темы развития сознания и восстановления природосообразного мировоззрения.

Представители Управления охраны окружающей среды Администрации Томской области и организаторы семинара пришли к единому мнению о важности информирования населения и вовлечения общественности в процесс принятия социально и экологически значимых решений, налаживания необходимого сотрудничества между гражданами и органами власти.Сами участники семинара отмечали, что более эффективно проблемы решаются в тех районах, где коренные своевременно получают необходимую информацию и работают в тесном сотрудничестве с местной администрацией.Необходимость активного участия населения в решении своей судьбы, вовлечения людей в общественную деятельность является неотъемлемой частью сохранения и восстановления природных экосистем для нормальной жизни людей и позитивного развития общества в целом.Участники и организаторы семинара с удовлетворением отметили позитивные результаты своей работы. Было достигнуто необходимое взаимопонимание между представителями Администрации и коренными жителями Томской области по решению их основных проблем, связанных с возможными нарушениями их права на ведение традиционного образа жизни и защиту исконной среды обитания.

Проведение таких семинаров и реализация проектов по правовому и психологическому образованию населения, повышению информированности населения по экологическим, социальным и экономическим вопросам, усилению гражданской активности населения расширяет позитивный диалог между гражданами и органами власти, дает возможность более эффективного и своевременного реагирования на возникающие проблемы развития общества и государства в целом.Проблема создания особо охраняемых территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов взаимосвязана со многими другими экономическими, политическими и социальными проблемами государства и для ее позитивного решения, безусловно, необходим целостный подход.В данном конкретном случае, если Правительство РФ предпримет шаги по реализации действующего закона "О территориях:", это и приведет к созданию необходимого механизма его применения, повлечет за собой разрешение ряда противоречий в законодательстве, решение многих других сложнейших экономических и социальных проблем, необходимое понимание которых до сих пор не было найдено.






Список публикаций в газетах, журналах и ТВ о работе юристов "Правового центра "Родник" (декабрь 2001 г. - июль 2002 г.)

  1. "Китам не жить под СРП. Их не защитил ни суд, ни Госкомрыболовство", ежедневная общероссийская газета "НОВЫЕ ИЗВЕСТИЯ", No 107, (1113), 27 июня 2002. Статья о судебном процессе в защиту серых китов охотско-корейской популяции, в котором участвуют адвокаты Правового центра "Родник".
  2. "Выживут ли киты? Иск, суд", Вести СоЭС (журнал издается международным Социально-Экологическим Союзом, г. Москва), No 1(20), 2002 г. Статья о судебном процессе в защиту серых китов охотско-корейской популяции по материалам Д.Лисицына, "Экологическая вахта Сахалина" (г. Южно-Сахалинск).
  3. "Компания считает иск преждевременным", газета "Южно-Сахалинск", 21 мая 2002 г.
  4. "Суд не защитил китов от Exxon", ежедневная общероссийская газета "НОВЫЕ ИЗВЕСТИЯ", No 82(1088), 21 мая 2002 г. Статья о судебном процессе в защиту серых китов охотско-корейской популяции, в котором участвуют адвокаты Правового центра "Родник".
  5. "Федеральный закон "Об охране окружающей среды: Новое содержание и старые проблемы", Всероссийская экологическая газета "Спасение", No 11 (269), март 2002 г. (еженедельная газета, г. Москва) В комментарии к новому закону кандидат юридических наук Васильева М.И. обсуждает практику использования Правовым центром "Родник" положений статей 980, 981 ГК РФ в защиту общественного (публичного) интереса на примере судебного дела в защиту серых китов охотско-корейской популяции в Охотском море.
  6. "Хроника судебных дел Правового центра "Родник", журнал "Мир коренных народов. Живая Арктика", No 9-10, 2002 г., (ежеквартальный журнал Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, г. Москва).
  7. "Защищать свои права - значит знать их и уметь ими пользоваться", журнал "Мир коренных народов. Живая Арктика", No 9-10, 2002 г., (ежеквартальный журнал Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, г. Москва). В статье О .Мурашко о правовом семинаре-тренинге, в котором принимали участие юристы "Родника" - О. Яковлева, Е. Хмелева, И. Стромова и Ю. Якель.
  8. "Территория традиционного природопользования "Иванкино", журнал "Мир коренных народов. Живая Арктика", No 9-10, 2002 г., (ежеквартальный журнал Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, г. Москва). В статье Дарьи Кудряшовой об участии юристов Правового центра "Родник" в создании территории традиционного природопользования в Томской области.
  9. "Suckered at Sakhalin", The Ecologist, vol.32, No 1, February 2002 (USA). (Статья Девида Гордона "Киты против Эксон").
  10. "О ходе судебного дела в защиту серых китов", газета "Южно-Сахалинск", 22 февраля 2002 г.
  11. "Природно-ресурсные ведомости", No 6(113) февраль 2002 г. (еженедельная газета, г. Москва). Информация о судебном процессе в Пресненском суде г. Москвы в защиту охотско-корейской популяции серых китов. Одним из инициаторов этого судебного процесса является Правовой центр "Родник".
  12. "Помешают ли киты добывать нефть на Сахалине?", газета "ВЕДОМОСТИ", 18 февраля 2002 г. ( ежедневная деловая газета, издается совместно с The Wall Street Journal & Financial Times, г. Москва).
  13. "Закрыть сахалинские СРП", газета "ВЕДОМОСТИ". No 25(588), 15 февраля 2002 г. ( ежедневная деловая газета, издается совместно с The Wall Street Journal & Financial Times, Москва). Статья о судебном процессе в защиту охотско-корейской популяции серых китов, в котором участвуют адвокаты Правового центра "Родник".
  14. "Сахалин впереди всей страны", журнал "Вести СоЭС", No 4(19), 2001 г. (журнал издается Международным Социально-экологическим Союзом, Москва). О работе Правового центра "Родник" в защиту серых китов.
  15. "Образовательные семинары Правового центра "Родник" продолжаются", журнал "Мир коренных народов. Живая Арктика", No 8, 2001 г., (ежеквартальный журнал Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, г. Москва). Статья к.ю.н., члена Правления Правового центра "Родник" Хмелевой Е.Н.
  16. "Почему мы защищаем серых китов", журнал "Мир коренных народов. Живая Арктика", No 8, 2001 г., (ежеквартальный журнал Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, г. Москва). Статья руководителя Правового центра "Родник" Яковлевой О.А. ( совместно с Н.А. Баранниковой).