Проблема, которую мы считаем актуальной для своего разрешения, – есть проблема неправильного мировоззрения во взаимодействии человека с природой. Сложившееся мировоззрение насилия над природой и ухода от ответственности породило соответствующий антропоцентрический тип экологического поведения людей нашего общества.

Данное мировоззрение отражает власть человека над природой, рассматривает её, как средство для удовлетворения своих разнообразных потребностей. Человек с таким мировоззрением не ощущает свою внутреннюю связь с природой, не чувствует, как отражается его деятельность на окружающей природной среде. Как следствие у человека отсутствует знание о себе. Он не осознаёт, не соединяет в своём мышлении позицию себя как части природы и позицию соучастника её освоения.

Приближение глобального экологического кризиса, порождённого антропоцентрическим сознанием, обусловило появление на Западе так называемой «инвайроментальной парадигмы» (NewEnvironmentalParadigm), на основе которой стала оформляться концепция экологического, или экоцентрического сознания.

Можно без ошибки сказать, что всю свою историю человечество шло к формированию экоцентрического типа экологического поведения. Ещё Гиппократ писал в своей книге «О воздухах, водах и местностях» о прямой зависимости здоровья человека от окружающих природных условий. Упоминания о возможной глобальной катастрофе, обусловленной воздействием человека на природу, можно найти у Платона. Развитие современной науки постоянно сопровождалось различными научными достижениями и трудами в этой области. В развитие гражданского общества колоссальный вклад внесли экологические организации. Перечислить всех учёных, общественных деятелей и социальные институты, отметившихся раскрытием данной проблемы и поисками решения просто невозможно.

Тем не менее, с нашей точки зрения, есть вопросы, которые пока мало изучены и раскрыты и во многом это ставит под сомнение как завершённость процесса теоретического обоснования экоцентрического типа поведения человека на данном этапе социально-экономического и политического развития общества, так и саму возможность его распространения в современном обществе.

Большинство источников определяют этот вид экологического поведения следующими характеризующими признаками:

·      Высшую ценность представляет гармоническое развитие человека и природы. Человек не собственник природы, а один из членов естественного сообщества.

·     Отказ от иерархической картины мира. Ум человека не дает ему привилегий, а наоборот накладывает на него дополнительные обязанности относительно окружающей среды. Мир людей не противостоит миру природы – они являются элементами единой системы.

·      Целью взаимодействия с природой является максимальное удовлетворение, как потребностей человека, так и потребностей всего естественного сообщества.

·       Влияние на природу изменяется взаимодействием с нею.

·       Развитие природы и человечества мыслится как процесс коэволюции, взаимовыгодного единства.

Нас беспокоит и тот факт, что в большей степени формирование нового типа экологического сознания является вынужденной мерой, направленной на предотвращение глобальных цивилизационных кризисов. Мы не видим реальной нравственной основы, которая могла бы стать серьёзным фундаментом развития и укрепления гармоничного взаимодействия человека и внешней природы.

Напротив, мы видим, что и в «обновлённой редакции» экологического поведения целью взаимодействия человека с природой остаётся максимальное удовлетворение его потребностей. Данное понятие до сих пор не имеет своего чёткого определения. В каком объёме эти потребности нужно удовлетворять, и, каким образом, эти потребности соотносятся с так называемыми «потребностями всего естественного сообщества». Слишком мало изучены закономерности, позволяющие гармонизировать нескончаемые потребности человека с потребностями окружающей его природы и общества.

Само употребление понятия потребностивводит нас в некое заблуждение и не отражает реальности. В нём, как и в однокоренных словах: требование и потребовать, звучат интонации повелительности и настояния. Человечество и так уже достаточно много потребовало от природы. Необходим поиск таких основ взаимоотношений человека и природы, которые бы не противоречили законам логики, законам природы и моральным нормам, установленным в обществе.

Например, смещения внимания от дисгармоничного (а зачастую просто преступлений в этой области) распределения продуктов питания, производимых сегодня человечеством, к утверждению, что их не хватает, приводит к очевидным гибельным тенденциям в этой области: масштабному и повсеместному на планете применению химических мутогенов вместо естественной селекции растений, созданию опасных ГМО-продуктов, применению ядовитой химии для ускоренного роста и созревания плодов, нарушению сроков хранения, подделке продуктов питания, созданию искусственных опасных аналогов и многим другим. Этот яркий пример демонстрирует нам и нарушение логики и законов природы и моральных норм, установленных обществом.

Наука продолжает жестокие эксперименты; военные продолжают смертоносные испытания; широко шагает по миру наркомания, шопоголия, игромания; не решены проблемы коррупции практически ни в одном развитом государстве мира; процветают религиозный фанатизм и национализм; Землю терзают бесконечные локальные войны и революции; и наконец, над миром нависла реальная угроза ядерного конфликта и войн за ресурсы! Современная цивилизация не только не искоренила идеи мирового господства, но и взлелеяла экономического гиганта, стремящееся к этому, во что бы то ни стало! Но и это лишь небольшая выписка из колоссального списка проблем современной цивилизации!

Мы пониманием, что влияние мировоззрения насилия над природой и потеря ответственности уже оказали своё пагубное влияние и это крайне затрудняет изменение сознания у взрослого населения в сторону гармоничного отношения к природе, проявленного в искреннем сопереживании и уважении к ней. Многие, а возможно и большинство серьёзных специалистов считает, что в сложившихся условиях за ограниченное время это сделать практически невозможно. Поэтому стратегическую работу в этой сфере необходимо начинать с молодого поколения, сознание которого не отягощено в такой мере, как у взрослых, антропоцентрическими и технократическими установками.

Казалось бы, в этой нише есть много подвижек, принята концепция школьного экологического образования. Однако, основные процессы тормозятся, несмотря на имеющуюся обширную правовую базу, школьное экологическое образование в нашей стране в настоящее время не является обязательным, поскольку учебная дисциплина «Экология» не включена в федеральный компонент Базисного учебного плана Государственного общеобразовательного стандарта, а находится в региональной компетенции. Отсутствует единый подход к тому, как должно быть реализовано экологическое образование в общеобразовательных учреждениях, что крайне затрудняет работу на местах. В целом экологическое образование носит эпизодический характер, состоит из отдельных слабо взаимосвязанных частей; экологизация учебно-воспитательного процесса осуществляется на основе разрозненных курсов, модулей, блоков; отсутствует координация и преемственность на различных уровнях.

Но главным вопросом остаётся само понятие экология. Понятие это ограничено сферой науки и хозяйственной деятельности человека привнесло на данный момент в наше общество больше разъединяющих и разрушительных тенденций, чем объединяющих и созидающих, кроме того им часто пытаются подменить, а не дополнить нравственное образование дошкольников и школьников, основанное на понимании сущности человека, как неотъемлемой части единой природы, что могло бы объективно и естественным образом повлиять на изменение типа экологического поведения в обществе, которое является следствием, а не причиной нравственного мировоззрения человека.

Сами экологические проблемы в современном мире в основном являются следствием рыночной экономики, вызывающей кризис нравственности. Общество, в целом признавая, что экология и нравственность взаимообусловлены, начинает сегодня вопросы экологического образования рассматривать во взаимосвязи с гражданским воспитанием. Однако, несмотря на уходящую в неизвестную на данный момент безконечность историю, великую культуру, уникальные традиции и знания, в настоящий момент теория взаимосвязи экологического и нравственного образования учащихся до сих пор раскрыта слабо, практика эколого-гражданского воспитания разработана недостаточно. Все это ставит перед педагогической наукой задачу разработки многостороннего эколого-нравственного образования учащихся различных типов школ: гимназий, общеобразовательных школ, лицеев и т.д. То есть фактически мы стоим на пороге изобретения очередного велосипеда.

Нам представляется возможным постепенное восстановление процесса духовно-нравственного образования, восстановление целостного образовательного процесса на основе русской культуры и традиций, вобравшей в себя самые драгоценные кристаллы культур и традиций всех народов, проживающих в России. Это становится возможным благодаря созидательным и развивающим изменениям, которые происходят сегодня в России.

Возвращение Крыма и другие события, сплачивающие россиян в народ не формально, а объективно на основе осознавания своей истинной роли в глобальном общественном процессе, осознавания своего качественно нового уровня сознания, сохраняющего и оберегающего естественные нравственные гуманистические ценности человечества, выражаясь по-русски – истинные свойства человечности, каковыми являются добросердечие, совестливость, воля, устремление к развитию, любовь, взаимопонимание, сотрудничество во имя всеобщего процветания и созидания.