ИСТОРИЯ ВОПРОСА

НАРУШЕННЫЕ ПРАВА ГРАЖДАН

ХРОНОЛОГИЯ СУДЕБНОГО ДЕЛА

ДОКУМЕНТЫ

 

Большая химия

Как Россия уничтожает химическое оружие

К нам приехали гусары

Нынешней весной Галина Ивановна Шаламова, пенсионерка из зауральского райцентра Щучье, передвигалась по своей избе на : лодке. Утром муж толкал к кровати жены резиновую посудину, Галина Ивановна забиралась в нее и отправлялась в круиз по хате - до кухни, где готовила нехитрый завтрак, и обратно.

Венецианский образ жизни супругов начался с приходом в Щучье военных. В райцентр они нагрянули неожиданно, но сразу было видно - надолго. За передовыми частями тянулся внушительный обоз в виде бульдозеров, экскаваторов, строительных кранов, за ними - <интендантская братия и тыловики>. После короткой рекогносцировки мирному населению было объявлено: хватит, граждане, прозябать в нищете. Даешь новую жизнь!

Мирное население отнеслось к призыву настороженно. Во-первых, исходил он не просто от военных, а от военных-химиков. Во-вторых, так просто у нас никто ничего не дает. Тем более новую жизнь.

- А газ нам проведут? - недоверчиво спросили штатские.

- Конечно, - бодро ответили служивые.

- А воду? - напирало население.

- И воду.

- Может, и канализацию? - не унимались граждане.

- И ее тоже, - успокаивали погоны.

- А у нас денег нет, - пустили жители в ход свой последний аргумент.

- Это не ваша печаль, - успокоили военные.

После того как к списку бытовых удобств добавились школа, больница, жилье и прочие признаки цивилизации, грядущие перемены были запротоколированы и стали руководством к действию. От мирного населения требовалось одно: не волноваться и не ставить преград, когда рядом с городком начнут строить Объект.

Вскоре на Щучье был выброшен собранный со всей страны строительный десант. Работа закипела. Через дорогу от Шаламовых этаж за этажом начала подниматься новая школа. Возводили трехэтажное здание по доброй питерской традиции - на болоте. Вбивали сваи, сотнями грузовиков завозили землю, поднимали площадку. Задним числом кое-кому, правда, пришла в голову мысль: может, наперед стоило болотце осушить? Но к тому времени дело уже было сделано. С первым звонком выяснилось, что некоторые дома, расположенные рядом со школой, оказались в низине. Как назло, именно туда и хлынули стоки. В том числе канализационные.

Так Галина Ивановна первой из щучанцев соприкоснулась с одним из обещанных военными <благ>. Из-за нехорошей сырости избу Шаламовых повело. Хотела было пенсионерка найти виновников своих несчастий, но, походив по инстанциям, быстро поняла, что для этого нужен, как минимум, пулемет. Его же у Галины Ивановны в наличии не имелось.  

Тем временем военные-химики вместе с генподрядчиком и субподрядчиками штурмовали новые высоты. По городку носились грузовики, вгрызались в землю экскаваторы, матерились прорабы. Перед служивым людом была поставлена нелегкая задача: за несколько лет освоить на <социалке> сотни миллионов рублей. Именно столько полагалось жителям Щучанского района в качестве компенсации за близкое соседство с Объектом.  

Особо важное задание  

Поясним. Райцентр Щучье, расположенный в 70 км от миллионного Челябинска, - один из семи российских городков, где ставят заводы по уничтожению химического оружия. В 19 километрах отсюда, в поселке Плановом, хранятся почти 5 тысяч тонн боевых отравляющих веществ нервно-паралитического действия (раньше были и удушающего). Если все эти снаряды и боеголовки ракет погрузить в один железнодорожный состав, получится эшелон длиною в 9 тысяч вагонов. Хватит на весь Урал.  

К 2012 году щучанский арсенал, как и шесть остальных, разбросанных по всей России, должен быть ликвидирован. В случае срыва сроков могут последовать суровые экономические санкции. К Ираку, конечно, нас не приравняют, но кровь попортят. И будут, как ни обидно, правы. Потому что в 1997 году Россия ратифицировала международную Конвенцию по химическому разоружению, а значит, взяла на себя определенные обязательства.  

Армейский пряник  

Выполнение государственной задачи правительство возложило на Министерство обороны и Комитет по конвенциальным проблемам при президенте РФ. После череды реорганизаций ответственным за реализацию программы, получившей, кстати, статус президентской, стало возглавляемое генерал-лейтенантом Капашиным Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия. Сначала оно входило в состав Российского агентства по боеприпасам, а год назад было передано Федеральному агентству по промышленности, где вопросами химвооружения занимается генерал-полковник Холстов.  

Смена вывесок не меняла сути, поскольку все рычаги управления находились в руках военных. Через них же шли деньги, выделяемые из госбюджета, а также финансовая помощь от партнеров из-за рубежа. Речь идет о миллиардах долларов. 10 процентов из них, согласно Федеральной целевой программе, предназначаются на развитие инфраструктуры городков, возле которых строятся заводы по уничтожению химического оружия (УХО). Применительно к Щучанскому району это полтора миллиарда рублей. По 100 тысяч на душу населения.  

Счастье, как никогда, было близко от Щучьего, но, увы, прошло мимо.  

Облом  

Первыми поняли, что <золотой дождь> облагодетельствует не всех, жители поселка Горный Саратовской области. Там завод аналогичного профиля пустили еще в декабре 2002 года. Перед началом стройки населению, как и в Щучьем, обещали все блага цивилизации и тоже упирали на канализацию и водопровод.  

На штатских, наверное, можно было бы махнуть рукой и использовать, как учил Суворов, быстроту и натиск, однако люди в погонах хорошо помнили историю в Чапаевске, где в конце 80-х из-за протестов общественности строительство объекта пришлось остановить.  

В общем, гражданским посулили пряник. 7 тысяч жителей Горного ждут его до сих пор, время от времени выходя на митинги и устраивая пикеты.  

Похоже, такая же судьба ожидает и Щучье. Удивляться, впрочем, нечему. Перед ограниченным контингентом изначально не стояла задача превратить населенные пункты в цветущие сады. <Социалка> была как бы попутным грузом. Ведомству генерала Капашина надо ввести в строй Объекты. Чтобы они, поддерживая честь России, вовремя начали нейтрализовывать иприт, люизит, зоман, зарин. Все остальное - сантименты штатских.  

Правда, и при такой постановке вопроса гражданское население могло получить толику своего бытового счастья. Но военным как-то не везет с подрядчиками. Просто катастрофически не везет.  

Дайте мне утром миллион:  

За год до окончания <великой стройки> райцентр представляет собой удручающее зрелище. Зимой городок замерзает без тепла, весной тонет в грязи. Природный газ, обещанный в самом начале строительства, до сих пор не проведен. Водовод до Щучьего дотянули, но в сам город не завели, система канализации дает о себе знать только в доме пенсионерки Шаламовой да в подвалах домов. Дороги раздолбаны. Бани нет. Завершенных объектов - пересчитать по пальцам.  

Деньги же, отпущенные на <социалку>, практически все освоены.  

Освоены, как бы это сказать помягче, бездарно. Вместо того чтобы начать с системы жизнеобеспечения, рыть траншеи и прокладывать трубы, деньги вбухали в крупные объекты, большинство которых так и не довели до ума.  

Главврач центральной районной больницы Владимир Зайков до сих пор пожинает плоды <великой щучанской стройки>.  

Пять лет назад в ЦРБ затеяли реконструкцию. Смышленые строители подключились к системе энергоснабжения больницы. На счетчик ЦРБ накапало почти два миллиона рублей. Документация велась из рук вон плохо. Поэтому по решению арбитражного суда с медиков сняли миллион. Это те деньги, которые должны были пойти на хознужды: покупку мыла, порошка, топлива, запчастей для <Скорой помощи>. Сегодня они идут совсем в другом направлении - энергетикам. Врачи выкручиваются как могут. Хорошо еще, что больнице отпускают в долг лекарства.  

Глава района Владимир Сидоров уповает на <порядочность заказчика, генерального подрядчика и субподрядчиков>. Вдруг одумаются. А главврачу больницы, занявшему свой пост в декабре, судебные приставы грозят уголовными статьями.  

Где вы, полтора миллиарда? Вернитесь!  

Депутат районной думы Галина Вепрева, когда мы завели с ней речь о загадочной судьбе на российских просторах бюджетных денег, сказала просто и ясно:  

- У нас принято отчитываться не по сданным объектам, а по освоенным средствам. Я в таких случаях говорю: дайте мне утром миллион, а вечером не спрашивайте, куда я его дела:  

А потом Галина Ивановна высказала и вовсе <антивоенную> мысль:  

- Следить за строительством надо было. Месяц прошел - проверили, что конкретно сделано. Дали отчет в газете, написали: какая сумма куда потрачена. Многие вопросы были бы сняты.  

А если бы, наоборот, появились? Как у тех дотошных американцев, которые помогают нам возводить Объект в Щучьем.  

Негромкое дело  

Содействие США оценивается в полмиллиарда долларов. Интерес у Вашингтона простой. Во-первых, обезопасить себя. Во-вторых, создать в собственной стране рабочие места, на которых будет производиться оборудование для нашего завода.  

Поступлением средств из-за океана наша сторона недовольна. В одном из недавних интервью член Государственной комиссии по химическому разоружению генерал-майор, депутат Госдумы Безбородов посетовал: <Из заявленной США помощи поступило только 124,9 миллиона долларов:>  

Причин, по которым финансирование приостанавливалось, было немало. Среди них - и очень щекотливая. Американцы просили россиян упорядочить расходы на строительстве завода. Что-то, видно, заподозрили.  

И точно. В 2003 году проверка Счетной палаты выявила, что <контроль за целевым использованием бюджетных средств Росбоеприпасами осуществлялся не на должном уровне>.  

В апреле 2004 года в США с официальным визитом отправился председатель Счетной палаты РФ Сергей Степашин. В числе других ему предстояло обсудить и финансовый вопрос. Глава нашего ведомства летел за океан не с пустыми руками.  

Встречаясь со своим коллегой, руководителем Главного контрольного управления Дэвидом Уокером, Степашин сообщил: против ряда должностных лиц по фактам завышения объемов и стоимости работ заведено уголовное дело, а выявленные недостатки устраняются.  

В числе тех, кого Степашин подразумевал под <должностными лицами>, был, как сообщало <Агентство электронных новостей>, и представитель ОАО <Магнитострой> - генерального подрядчика строительства промзоны и объектов социальной сферы. Эта магнитогорская компания в свое время выиграла тендер на строительство объекта в Щучьем. Она работала в тесном контакте с Федеральным управлением по безопасному хранению и уничтожению химоружия. Вплоть до июля 2004 года <Магнитострой> возглавлял Анатолий Шкарапут.  

Странно, но дело, о котором Степашин поспешил уведомить своего американского коллегу, в России широкой огласки не получило. В других случаях и Счетная палата, и прокуратура дают комментарии с гораздо большей охотой. Достаточно вспомнить историю с Ходорковским и другие громкие дела последних лет.  

Госдума тоже отреагировала на все это вяло, а Государственная комиссия по химическому разоружению, возглавляемая полномочным представителем президента Сергеем Кириенко, ограничилась парой скромных сообщений.  

Между тем, в самом Щучьем ситуация накалялась.  

Процесс пошел  

Весной 2003 года семь щучанских семей подали иск против Агентства по боеприпасам. Жители опасались, что завод по уничтожению химоружия, начав работать, нанесет вред их здоровью. Чтобы разобраться с ситуацией, в Курганскую область вылетел шеф ведомства генерал-полковник Холстов.  

Вспыхнувший скандал удалось затушить. Но - не до конца.  

В первых числах ноября 2004 года щучане подготовили новый иск. Среди ответчиков - правительство Российской Федерации, Федеральное агентство по промышленности, еще ряд министерств. <Государство взяло на себя международные обязательства по уничтожению химического оружия, продекларировало в российских законодательных актах необходимость обеспечения безопасности процесса для граждан, но не предприняло практически никаких реальных мер для того, чтобы действительно обеспечить такую безопасность>, - говорится в иске.  

Это уже посерьезней, чем недоделки на строительных объектах и нецелевое использование бюджетных средств. На карте - здоровье и жизнь тысяч людей.  

Будем надеяться, что суд во всем разберется.  

Но в любом случае основания для беспокойства у жителей есть.  

Один только факт. Утилизация химоружия началась задолго до пуска самого завода. Речь - об артиллерийских снарядах с фосгеном. По словам президента общественного Союза <За химическую безопасность>, доктора наук Льва Федорова, в период с 2001 по 2002 год в Плановом был <перетарен> (для удобства использовали такой термин, означающий по сути то же уничтожение химоружия) фосген из 3844 боеприпасов. Людям же никто об этом не сообщил, хотя по закону проинформировать население были обязаны.  

Распоряжение на проведение работ дало правительство, а непосредственными исполнителями стали пермские химики. О том, что <процесс пошел>, жители Щучья узнали, когда все уже закончилось. Постфактум. А если бы случилась аварийная ситуация? Куда было людям бежать? Как спасаться? Какое противоядие принимать и где его брать? По данным местных экологов, приведенным в судебном иске, противогазами район не обеспечен даже наполовину, костюмов химзащиты нет в принципе. А травить русских солдат фосгеном начали еще в мае 1915 года.  

С этим фосгеном, хранившимся на складах со времен войны, произошла вообще удивительная штука. В химвойсках считали, что его запасы исчисляются пятью тоннами. Мы так и докладывали всему миру. Когда газ начали выкачивать, выяснилось, что фосгена - в два раза больше. Иностранные наблюдатели по этому поводу сильно удивились.  

Причина ошибки военных заключалась в том, что они элементарно не знали, сколько газа было закачано в каждый снаряд. По бумагам проходило 1,3 килограмма, на деле оказалось больше трех.  

Еще об одном показательном эпизоде нам рассказал председатель районной думы Маркел Седов:  

- Перед въездом в военный городок стоит небольшая деревушка. Проживают в ней несколько десятков человек. А рядом, в Плановом, склады с химоружием. Деревенька частично попадала в санитарно-защитную зону. Другими словами, людей надо было отселить. Но этот вопрос каким-то образом замяли. Мало того, рядом построили школу.  

Одно из двух: либо военные на 100 процентов уверены в собственной непогрешимости, в надежности технологий и выучке персонала, либо кто-то решил в очередной раз сэкономить. Ведь переселять людей накладно, да и деньги уже почти все разошлись.  

Между тем, прошлым маем Щучанский район сильно горел, огонь чуть не добрался и до зданий на самом складе...  

Строительство объектов по уничтожению химического оружия разворачивается сегодня под Пензой, в Кировской области, Удмуртии, на Брянщине. Людям опять обещают манну небесную. В Щучьем и Горном генералы ипритной карьеры сулили то же самое.  

В интервью двухлетней давности генерал-лейтенант Капашин громко заявил: <Я несу ответственность перед Россией>. Один вопрос - 14 тысяч жителей Щучанского района, 7 тысяч поселка Горный - это Россия или нет?  

Александр Коцеруба

Опубликовано в

"Меридиан Курган-Щадринск" 29.06.05

"Десница" (Брянск) 29.06.05

"Репортер" (Пенза) 28.06.05

"Саратовский Арбат" 5.07.05

"Синегорье" (Челябинск) 29.06.05

"Газета Дона" (Ростов-на Дону) 29.06.05

"Караван-РОС" (Ярославль) 5.07.05

"Уфимский меридиан" 29.06.05

"Меридиан" (Белгород) 29.06.05

и во всех газетах ИД <Провинция> 29.06.05 или 5-6.07.05

(42 региональных издания, тираж около 1,5 млн. экз.)

О продолжении истории читайте:  http://www.seu.ru/members/ucs/eco-hr/2006/1990.htm

Дело об оспаривании жителями города Щучье Курганской области бездействия федеральных органов исполнительной власти по обеспечению безопасности защиты здоровья граждан, охраны окружающей среды, организации мероприятий в социальной сфере в зоне защитных мероприятий щучанского объекта по хранению и уничтожению химического оружия, а также о взыскании с ответчиков причиненного ими морального вреда.

Вы можете посмотреть короткометражный фильм о реальном положении дел, снятый адвокатами Правового центра "Родник" в городе Щучье, обратившись по ссылке:  http://www.filebest.ru/3020

В деле участвуют:

адвокаты:

-           член РОО <Правовой центр <Родник>, Якель Юлия Яковлевна

-           член РОО <Правовой центр <Родник>, Гречушкина Екатерина Аркадьевна

представители по доверенности:

-           кандидат юридических наук, член РОО <Правовой центр <Родник> Хмелева Екатерина Николаевна

-           психолог, член РОО <Правовой центр <Родник> Савельева Ирина Владимировна

-           доктор химических наук, Президент Союза <За химическую безопасность> Федоров Лев Александрович

Ответчики по делу:

1. Правительство Российской Федерации

2. Федеральное агентство по промышленности (Роспром)

3. Министерство природных ресурсов Российской Федерации (МПР РФ)

4. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС РФ)

5. Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития)

6. Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА)

7. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор)

8. Главное управление МЧС по Курганской области

Исковое заявление подано в ноябре 2004 г. в Пресненский районный суд г. Москвы жителями зоны защитных мероприятийобъекта по хранению и уничтожению химического оружия в городе Щучье Курганской области.

Согласно Международной Конвенции об уничтожении химического оружия (далее Конвенция), Постановлению Правительства РФ от 24 февраля 1999 г. N 208 "Об утверждении Положения о зоне защитных мероприятий, устанавливаемой вокруг объектов по хранению химического оружия и объектов по уничтожению химического оружия" (далее ПП РФ № 208) и Постановлению Правительства РФ от 14 июля 2000 г. N 523 "Об утверждении площади зоны защитных мероприятий вокруг объекта по хранению химического оружия в г. Щучье Курганской области" (далее ПП РФ № 523) была установлена зона защитных мероприятий вокруг объекта по хранению химического оружия, расположенного в поселке Плановый Курганской области. Город Щучье Курганской области находится в непосредственной близости к поселку Плановый и вошел в зону защитных мероприятий вокруг объекта по хранению химического оружия.

Согласно ПП РФ N 208:

"специальный комплекс защитных мероприятий, направленных на обеспечение коллективной и индивидуальной защиты граждан, защиты окружающей среды от возможного воздействия токсичных химикатов (далее именуется - специальный комплекс защитных мероприятий)" - совокупность специально организуемых мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, возникших при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия.

Для нас важен тот факт, что согласно вышеуказанному ПП РФ № 208 специальный комплекс защитных мероприятийприменяется на всей площади зоны защитных мероприятий и осуществляется заблаговременно.

Все эти мероприятия логично вытекают из требований Конвенции, Федерального закона <Об уничтожении химического оружия> (далее ФЗ № 76) и Федеральной целевой Программы <Уничтожение запасов химического оружия>, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 21.03.96 г. № 305 и ее новой редакции от   (далее Программа).

Согласно статье 10. ФЗ № 76 о полномочиях федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции надзора и контроля:

- участие в разработке и осуществлении научно-технических программ, методическом и техническом обеспечении надзора и контроля за состоянием здоровья граждан и окружающей среды при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия;

- распределение функций между органами исполнительной власти, осуществляющими функции надзора и контроля, и их согласование;

Согласно статье 13. ФЗ № 76 Об основных задачах по охране здоровья граждан и защите окружающей среды при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия:

Согласно ФЗ № 76 и остальным вышеперечисленным законодательным актам Правительства РФ процесс уничтожения химического оружия мог быть начат не иначе как на специально построенном объекте с заблаговременным выполнением специального комплекса защитных мероприятий.

На практике произошло следующее: в 2001 году во исполнение Конвенции согласно Постановлению Правительства РФ от   №   на Щучанском арсенале в поселке Плановый было уничтожено химическое оружие категории 2, а именно содержащее отравляющее вещество фосген.

Начато строительство завода в Щучанском районе Курганской области по уничтожению химического оружия.

Данный факт нашел свое полное подтверждение в данном судебном процессе документами, представленными стороной истцов и собственно показаниями свидетелей со стороны ответчиков, законодательными актами, изданными и исполненными самими ответчиками.

Данные действия нарушают права истцов по следующим пунктам:

  1. Нарушены принципы гласности процесса уничтожения химического оружия, создания положительного отношения граждан и общественности к процессу уничтожения химического оружия, утвержденные в Программе.
  2. С момента подписания Конвенции, начала действия ФЗ №76, образования ЗЗМ в Щучанском районе и до момента уничтожения боевых снарядов, содержащих отравляющее вещество фосген, не был выполнен специальный комплекс защитных мероприятий в части обеспечения безопасности граждан, защиты их жизни и здоровья при возникновении ЧС, выполнения природоохранных мероприятий в ЗЗМ вокруг объекта по хранению химического оружия в Щучанском района Курганской области.
  3. Наши доверители навсегда лишились возможности установить причинно-следственную связь своего плохого самочувствия с процессом хранения химического оружия (например, в результате уничтожения аварийных снарядов), что государство в лице Правительства запоздало пообещало своим гражданам, равно как и установить причинно-следственную связь с процессом уничтожения боевых снарядов, содержащих фосген и соответственно получить законное возмещение причиненного вреда и иные компенсации, предусмотренные законодательством, так как не проводился и не проводится мониторинг здоровья граждан.
  4. Не обеспечена необходимая психологическая обстановка, связанная с естественным чувством страха перед крайней опасностью выполняемых мероприятий.
  5. Не обеспечен процесс льготного государственного страхования жизни граждан на случай ЧС.
  6. Строительством завода нанесен катастрофический урон всей инфраструктуре города Щучье, поставлены под угрозу не только достойная человеческая жизнь наших доверителей, но просто элементарное существование.
  7. Не обеспечено опережающее развитие социальной инфраструктуры.
  8. Отсутствие информированности, игнорирование мнения общественности и жителей города, откровенное неуважение человеческих интересов живых людей в процессе реализации Программы наносит непоправимый моральный и материальный ущерб нашим доверителям.
  9. Не обеспечена законодательная база льгот и компенсаций, связанных с возможным причинением ущерба гражданам процессом уничтожения химического оружия.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Специальный комплекс защитных мероприятий включает в себя, в том числе, следующие мероприятия (указаны только те мероприятия, которые имеют отношение к гражданам, проживающим в зоне защитных мероприятий):

1) подготовка населения к действиям при возникновении угрозы чрезвычайных ситуаций, связанных с проведением работ по хранению химического оружия;

2) мониторинг окружающей среды на объектах и в пределах зоны защитных мероприятий по контролю за соблюдением расчетных или нормируемых безопасных уровней загрязнения окружающей среды;

3) мониторинг здоровья граждан, проживающих и работающих в зонах защитных мероприятий;

4) создание системы оперативного оповещения руководителей организаций, граждан, проживающих и работающих в зонах защитных мероприятий;

5) выдача гражданам, проживающим и работающим в зонах защитных мероприятий, средств индивидуальной защиты для личного хранения;

6) заблаговременное накопление материальных средств и ресурсов, необходимых для локализации очагов чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;

7) порядок эвакуации граждан из районов чрезвычайных ситуаций.

Специальный комплекс защитных мероприятий для каждого объекта при возникновении чрезвычайной ситуации предусматривает:

1) оперативное оповещение руководства (командования) и персонала объекта, сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, медицинских учреждений, органов местного самоуправления и граждан, находящихся в опасном секторе зоны защитных мероприятий, о возникновении чрезвычайной ситуации и возможных ее последствиях;

2) прогноз развития чрезвычайной ситуации, определение направлений распространения токсичных химикатов, расчет возможных уровней загрязнения объектов окружающей среды в опасном секторе зоны защитных мероприятий и приведение в действие элементов специального комплекса защитных мероприятий;

3) оперативное оповещение граждан о применении ими необходимых мер защиты;

4) использование гражданами средств индивидуальной и коллективной защиты;

5) эвакуацию граждан, а также сельскохозяйственных животных из опасного сектора зоны защитных мероприятий в безопасные районы;

6) медицинскую помощь пострадавшим;

7) локализацию источников заражения;

8) обезвреживание мест аварийного выброса токсичных химикатов;

9) сбор зараженных материалов и грунта, их дегазацию;

10) химическую разведку и химический контроль в зоне чрезвычайной ситуации;

11) контроль санитарно-гигиенической обстановки в зоне чрезвычайной ситуации;

12) оценку последствий воздействия токсичных химикатов для граждан и окружающей среды и принятие необходимых мер по реабилитации.

В пределах зоны защитных мероприятий ответственность за организацию и осуществление специального комплекса защитных мероприятий возлагается на федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие выполнение работ по хранению химического оружия, государственного заказчика работ по уничтожению химического оружия и органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится объект.

ПРИЛОЖЕНИЕ2

Согласно статье 13. ФЗ № 76 об основных задачах по охране здоровья граждан и защите окружающей среды при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия:

(!)основными задачами по охране здоровья персонала объектов, привлекаемых работников и граждан, проживающих и работающих в зонах защитных мероприятий, являются:

     осуществление комплекса санитарно-гигиенических, противоэпидемических и лечебно-профилактических мероприятий при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия и после их завершения;

     медицинское обслуживание персонала объектов и привлекаемых работников, а также поликлиническое консультативно-диагностическое обследование граждан, проживающих и работающих в зонах защитных мероприятий;

     разработка планов мероприятий и осуществление мероприятий по оказанию медицинской помощи при общесоматических заболеваниях, острых и хронических поражениях токсичными химикатами, лечение и реабилитация пострадавших в результате чрезвычайных   ситуации, возникших при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия, а также создание материально-технической базы для оказания такой помощи;

     разработка и использование комплекса медико-биологических критериев и соответствующих инструктивно-методических документов по оценке состояния здоровья персонала объектов, привлекаемых работников и граждан, проживающих и работающих в зонах защитных мероприятий;

     мониторинг здоровья персонала объектов, привлекаемых работников и граждан, проживающих и работающих в зонах защитных мероприятий;

     разработка и использование эффективных средств антидотной терапии, лекарственных препаратов и пищевых добавок для повышения устойчивости организма человека к воздействию токсичных химикатов;

     поддержание в готовности к применению коллективных и индивидуальных средств защиты персонала объектов, привлекаемых работников и граждан, проживающих и работающих в зонах защитных мероприятий;

     разработка санитарных норм и правил, санитарно-гигиенических, экологических нормативов и стандартов безопасности, а также надзор и контроль за их соблюдением.

(!) Основными задачами в области защиты окружающей среды при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия являются:

     надзор за   разработкой   безопасных   технологий уничтожения химического оружия, полностью исключающих или в   максимальной степени снижающих негативное воздействие на здоровье человека и

окружающую среду, за строительством объектов   по   уничтожению химического оружия и контроль за безопасностью ведения работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия;

     разработка и утверждение экологических нормативов выбросов и сбросов токсичных химикатов и отходов, образующихся в процессе уничтожения химического оружия, в окружающую среду;

     оценка фонового состояния окружающей среды в зонах защитных мероприятий и динамический контроль за его изменением;

     разработка и внедрение эффективных методов оценки состояния окружающей среды на объектах по хранению химического оружия и на объектах по уничтожению химического оружия, а также в зонах защитных   мероприятий,   позволяющих   контролировать   соблюдение утвержденных санитарно-гигиенических, экологических нормативов и стандартов безопасности для разных объектов окружающей среды;

     разработка и утверждение   лимитов   пользования   природными ресурсами,   необходимыми   для обеспечения проведения работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия, и контроль за

их использованием;

     систематический контроль на объектах по хранению химического оружия и объектах по уничтожению химического оружия за выполнением регламентных требований безопасной эксплуатации технологического оборудования, в том числе вентиляционных установок, за соблюдением норм технического обслуживания и ремонта этого оборудования, правил пожарной безопасности;

     разработка контрольно-измерительных   приборов   с   заданными параметрами чувствительности, систем управления, регулирования и сигнализации, а также автоматизированных средств предупреждения возникновения   чрезвычайных   ситуаций при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического   оружия   и   их локализации;

     разработка согласованных с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления планов действий по предупреждению   возникновения   чрезвычайных ситуаций при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия и ликвидации их последствий;

     разработка подсистем в рамках единой государственной системы предупреждения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий, подготовка сил и средств к локализации чрезвычайных ситуаций, возникших при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия, и ликвидации их последствий.

ПРИЛОЖЕНИЕ3

(Информация взята с сайта Открытый электронный журнал <Химическое разоружение>. Это совместный проект Федерального агентства по промышленности Российской Федерации, Информационного телеграфного агентства России (ИТАР-ТАСС), <Российской газеты> и агентства военно-технической информации АРМС-ТАСС.)

В 1983-1989 гг. по заданию госзаказчика Федеральной целевой программы <Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации> было положено начало разработки концепции динамического наблюдения за состоянием здоровья населения и среды обитания в ФГУП НИИ гигиены, профпатологии и экологии человека. За это время были разработаны: концепция, методология и структурно-функциональное решение проблемы мониторинга здоровья населения и среды обитания.

Наиболее эффективной на данный момент является система социально-гигиенического мониторинга, последний является государственной системой наблюдения, анализа, оценки, прогноза состояния здоровья населения и среды обитания, а также определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания человека.

Отличием системы мониторинга, создаваемой в ФГУП НИИ гигиены, профпатологии и экологии человека, является ее целенаправленный характер по раннему выявлению воздействия неблагоприятных факторов среды обитания, в том числе и химического фактора, на здоровье как отдельных групп населения, так и индивидуально каждого человека, оценке риска здоровью людей. Для этого случая было введено понятие комплексного медико-санитарного мониторинга (мониторинг), именно как система динамического наблюдения за населением, проживающим в ЗЗМ. Система мониторинга включает в себя комплекс показателей, характеризующих кроме прочих, еще и возможное воздействие на организм человека токсичных химикатов, подлежащих уничтожению, а также продуктов их деструкции.

Таким образом, комплексный медико-санитарный мониторинг - это система анализа, оценки, прогноза, динамического наблюдения за состоянием здоровья, как отдельных групп населения ЗЗМ, так и индивидуально каждого человека и среды обитания с целью выявления причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания, в том числе и химического фактора.

Создаваемая система комплексного медико-санитарного мониторинга позволит проводить не только динамическое наблюдение за состоянием здоровья населения, проживающего в ЗЗМ, но и обеспечивать преемственность, систематизацию полученных результатов, профилактику и реабилитацию, регистрировать факторы окружающей среды, оказывающие влияние на функциональное состояние человека. В электронном виде она должна осуществлять хранение, передачу, ввод и анализ информации, полученной при оценке состояния здоровья Homo sapiens и гигиенических условий.

Пресс-релизы по данному делу вы можете найти в рубрике "Наши новости", по ссылке "Пресс-релизы".