Описание проблемы

Законодательством Российской Федерации коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока выделены в особую группу лиц, нуждающихся в дополнительной защите со стороны государства. Сохранение культуры и образа жизни этих народов и их традиционного природопользования напрямую зависит от благополучия исконной среды обитания и доступа этих народов к природным ресурсам. Общие экологические проблемы нашей страны для категории граждан, отнесённых к малочисленным народам РФ, являются более острыми и жизнеопределяющими. В свою очередь уровень здоровья и жизни малочисленного коренного населения России может являться лакмусовой бумажкой общего нравственного, экономического и экологического здоровья нашего общества. Опыт нашей организации по защите экологических прав (то есть фактически прав на жизнь и сохранение здоровья) малочисленных народов России показывает необходимость и возможность целостного подхода при решении данных проблем.


Действующее законодательство Российской Федерации предусматривает ряд льгот и приоритетов для коренных народов в местах их традиционного проживания и хозяйственной деятельности (образование общин и территорий традиционного природопользования; установления особого правового режима использования земель, особенностей водо- и лесопользования в местах их традиционного проживания и хозяйственной деятельности; получения согласия этих народов на изъятие земель для целей, не связанных с их традиционной хозяйственной деятельностью; обеспечения их приоритетного доступа к промысловым угодьям; получения налоговых льгот, лимитов на использование объектов животного мира и квот на вылов объектов водных биологических ресурсов; безвозмездного пользования земельными участками, и т.п.).


Однако эти особые права коренных малочисленных народов реализуются неадекватно необходимости, зачастую формально, а в ряде случаев не соблюдаются вовсе. Это происходит по разным причинам. В основном, конечно, это общие системные экологические и экономические проблемы. Они проявляются в общем несовершенстве законодательства, в котором чётко не прописаны процедурные вопросы, присутствуют системные противоречия федерального и регионального законодательства, несогласованность разных отраслей права и другие проблемы.


Приведём всего несколько примеров. Так, отсутствие необходимых механизмов исполнения в ФЗ «О территориях традиционного коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» привело к тому, что в период с 2001 года до настоящего времени не создано ни одной территории традиционного природопользования федерального значения.


Целый ряд недостатков  в части регулирования вопросов  ведения охоты и охотничьего хозяйства малочисленными народами Севера имеет вступивший в силу  в 2010  г.  Закон «Об охоте» (краткое название). Эти недостатки фактически лишают малочисленные народы особого преимущественного права в области охоты, ведения охотничьего хозяйства и участия в распоряжении объектами животного мира. В то время как для многих представителей малочисленных народов охота – это не просто основной вид традиционного природопользования, но и единственный источник средств к существованию,  в отличие от других категорий пользователей животным миром, для которых охота является либо бизнесом, либо развлечением.


А в ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» перечень субъектов, осуществляющих традиционное рыболовство, более узкий, чем в ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных наров Российской Федерации», в связи с чем, происходят ситуации, когда родовые хозяйства коренных малочисленных народов лишаются квот на вылов рыбы.  


Однако и существующие правозащитные механизмы не используются в полной мере. Причина этого также системная проблема отсутствия правовых знаний у представителей коренных народов; отсутствия у них квалифицированных юристов-адвокатов и экономически обусловленной невозможности пользоваться их услугами; отсутствия специализированных центров по оказанию правовой помощи; наконец отсутствия необходимых знаний в среде лиц, принимающих решения, что является вопиющим фактом. Если правовое образование малочисленных народов в новом государстве стало практически собственной проблемой этих народов, то необходимая квалификация чиновников является в полной мере ответственностью государства! Всё это лишает представителей коренных народов возможности на практике реализовать гарантированные им законом права. Проблема исполнения законодательства и правового просвещения коренного населения налицо. Законов принимается много, но их мало кто знает и мало кто умеет их применять.


Слабая информированность малочисленных народов и о тех правах, которыми они обладают и о законодательстве, их защищающем и самого гражданского общества РФ и о правах коренных народов, закрепленных в российском законодательстве и в международных актах, и о них самих приводит к массовым нарушениям этих прав со стороны органов государственной власти, местного самоуправления и компаний частного сектора, особенно в области традиционного природопользования. Невозможность со стороны малочисленных народов защитить свои экологические права в целом в ряде случаев приводит к катастрофическим нарушениям окружающей природной среды, являющейся общим достоянием российского народа.


Таким образом, существует очевидная необходимость организации системной и постоянной работы по просвещению коренных малочисленных народов; населения, приравненного в правах к коренным народам Севера; лиц, принимающих решения; активистов экологического движения; членов неправительственных организаций, представляющих интересы коренных малочисленных народов как в области правового регулирования их основных жизненных интересов, то есть защиты их традиционного природопользования так и в других областях, связанных с адаптацией в сложных условиях современного мира, эффективных системах хозяйствования, альтернативных источниках энергии, сохранения естественного природного и культурного наследия, уникальных экосистем и необходимых нормальных условий жизни для людей в содружестве и сотворчестве с природой.