ЗАПРОС представляет собой обращение с просьбой о предоставлении информации (далее запрос или обращение).

Запрос на получение экологической информации может быть составлен в письменной форме и направлен по почте, факсу, e-mail или озвучен в устной форме по телефону или на личном приёме.

Правильно составленный запрос и его своевременное направление в необходимый адрес являются залогом получения необходимого ответа в краткие сроки.

Прежде всего, составляя запрос на получение информации, необходимо, четко себе представить, какую информацию Вы хотите получить и для каких целей. От этого зависит, как сформулировать вопросы и, куда их адресовать. Чем точнее сформулированы вопросы, тем большая вероятность получить полный, точный и своевременный ответ.

Например, если рядом с Вашим домом неожиданно началось строительство объекта, который, по Вашему мнению, может быть опасен для окружающей среды, то Вам необходимо узнать:

1. Какой объект строится?

2. Какие решения органов власти являются основаниями для этого строительства?

3. Какие организации осуществляют и финaнсируют строительство?

4. Имеется ли положительное заключение государственной экологической экспертизы проектных материалов?

5. Одним из главных вопросов, которые Вы можете задать – было ли согласовано строительство объекта с жителями данной местности?

Получив ответы на эти вопросы, можно будет понять, законно ли данное строительство. Например, если отсутствует положительное заключение государственной экспертизы проектных материалов, а строительство объекта уже началось, то такая ситуация может являться поводом для обращения в суд с иском о приостановлении и запрещении строительства. Если положительное заключение имеется, но при этом мнение жителей не выяснялось, то это также может являться поводом для судебного разбирательства и приостановления строительства.

Наиболее эффективным видом запроса представляется запрос, оформленный в письменном виде. Требования к письменному обращению и порядку его направления содержаться в Федеральном законе «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ (Статьи 7, 8).

В соответствии с нормами закона, обращение обязательно должно содержать:
1. наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица;2. фамилию, имя, отчество обратившегося;3. почтовый адрес, адрес электронной почты (в случае направления запроса в форме электронного документа) по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения;4. изложенную суть обращения и в случае необходимости подтверждения доводов можно приложить к обращению документы и материалы либо их копии;5. подпись и дату.

В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (Статья 8 пункт 5) не нужно обосновывать перед владельцем информации необходимость ее получения, но мы рекомендуем указать в запросе, что истребуемая информация затрагивает права граждан и представляет общественный интерес.

В запросе можно указать ссылки на законодательство, гарантирующее Вам право на получение этой информации, и желательно привести цитаты из законов. Данная рекомендация связана с тем, что приведенный в запросе текст закона, гарантирующего Ваши права, будет способствовать более оперативному осмыслению и принятию соответствующим должностным лицом решения о предоставлении запрашиваемой Вами информации.

В конце запроса мы рекомендуем упомянуть о Вашей готовности оспаривать отказ в предоставлении информации, а также предоставление неполной, недостоверной и несвоевременной информации.

Необходимо отметить, что результативным Ваш запрос будет в том случае, если сразу правильно адресовать его именно в тот орган, который компетентен в интересующей Вас сфере и обладает необходимой информацией. Если же Вы не знаете, кто может компетентно ответить на поставленные вопросы, мы рекомендуем направить запрос одновременно в разные органы, которые, по вашему мнению, могут обладать информацией в данной сфере. Возможно, это сэкономит время на получение ответа.

Отправить запрос можно несколькими способами:
1. отнести его лично и получить на копии Вашего запроса отметку о получении с датой и регистрационным номером;

2. отправить запрос заказным письмом с уведомлением о вручении. В этом случае дата получения Вашего запроса адресатом определяется по отметке о вручении на уведомлении. Копию квитанции об отправке и уведомление обязательно сохраните, так как они могут Вам понадобиться в дальнейшем в случае обращения в суд;

3. отправить запрос по электронной почте, либо через интернет-приемные (в интернет-приемных необходимо заполнить установленную органом форму).

Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.

После того, как Ваш запрос получен и зарегистрирован, органы государственной власти, местного самоуправления обязаны направить Вам ответ в течение 30 дней, в исключительных случаях в течении 60 дней.

Для того, что бы Вам было проще составить запрос на получение экологической информацию, мы разместили на нашем сайте, образец такого запроса и Перечень федеральных органов государственной власти, в которые можно обратиться за получением экологической информации.